В период появления вашей идеи о цельнокорпусной гитаре (1941) все гитары имели полый корпус. Что подтолкнуло вас на это изобретение?
Потребность в сустейне и избавление от фидбека.
Что привело вас к созданию вашей маленькой черной коробки, "Les Paulverizer"?
Мне нужно было воспроизводить на сцене то, что я делал на записях.
Мы всей семьей были недавно на вашем концерте и получили огромное удовольствие. В течение шоу я заметил, что ваш Les Paul сильно отличается от Les Paul Standard, владельцем которой я являюсь. Не могли бы вы объяснить, по каким причинам предпочитаете датчики с низким сопротивлением в отличие от хамбакеров с высоким сопротивлением, являющихся стандартом на гитарах Les Paul?
Привет, Лес. Мы, европейцы, обожаем гитары Gibson, а особенно Les Paul. Благодарю за изобретение. Если бы сегодня вам представилась возможность изобрести гитару по своим спецификациям, как она бы звучала и какой бы вид имела?
Когда вы стали работать над цельнокорпусной электрогитарой, вы предполагали, что популярность этого инструмента вырастит до таких размеров, что он войдет во все стили современной музыки?
И да и нет. Поначалу я лишь чувствовал, что гитара может стать инструментом №1 благодаря преимуществам, которые у нее есть по сравнению с фортепиано, ударными или любым другим инструментом. В пользу гитару говорило очень многое, и так и произошло.
Но точно я осознал это, когда работал в оркестре у Фреда Уэринга с 1937 по 1941. В этот период я делал свой выбор между акустической и электрогитарой, основываясь на мнении музыкантов и слушателей. Скрипачи-оркестранты говорили: "Акустическая гитара мне нравится больше, чем электрическая". На протяжении почти года я играл на L-5 как на акустической гитаре, сравнивая ее с электро-. В то время техника была еще не на высоте, и мы играли два шоу за вечер, в 7 и затем в 11 часов - для восточных и западных штатов. На первом шоу я использовал акустику, на втором - электрогитару. Оба шоу записывались, и можно было сравнивать. В конце концов я начал получать больше писем от слушателей, чем кто-либо из оркестра. Фред Уэринг говорил мне: "Почему, черт возьми, у тебя почты больше, чем у меня?" Я объяснял ему, что в большинстве случаев люди пишут по поводу электрогитары, сопоставляя ее с акустической. В итоге мы с Фредом решили в пользу электрогитары, по причине того, что: мы сможем играть громче, и быть слышимыми; мы сможем использовать вибрато и другие эффекты, какие захотим. На другой же гитаре (L-5) все это было труднодостижимо. Когда я солировал, слушатели невольно подавались вперед, пытаясь услышать, что я хочу сказать.
Лес, лет 10 назад я имел счастье пообщаться с вами по поводу своей гитары Les Paul \'62 (формы SG), и вы тогда мне сказали, что никогда не были довольны этой моделью. Я всегда хотел вас спросить, вы вообще видите смысл в ней? Другими словами, учитывая, что это, по сути, другая гитара, которая используется иначе, нежели традиционный Les Paul, а также что позже SG избавились от проблем с рычагом, вы довольны этой гитарой как отдельной моделью, помимо Les Paul?
Проблема была в том, что поначалу гриф на ней был недостаточно стабилен, и из-за этого плохо держался строй. Поэтому я попросил Gibson не ставить мое имя на этих гитарах - я не хочу, чтобы меня ассоциировали с чем-то, чему я не доверяю. Они убрали имя. Затем мы с Gibson расстались, и SG - единственная гитара, которую я разрешил им выпускать, но к тому времени они уже исправили проблему. И хотя она по-прежнему заслуживает некоторой критики, Gibson заметно усовершенствовали ее.
Лес, звучание какого корпуса вы предпочитаете - полностью из махогони на Les Paul Custom или Les Paul с кленовым верхом?
Дело вкуса. Я просто выбираю гитару, которая мне нравится, не обязательно, чтобы это был махогони или клен. Но лично я использую гитару с кленовым верхом. Однако нельзя сказать, что лучше - и махогони, и клен дают отличный звук, и поэтому оба используются. Когда были сделаны две самые первые гитары, то одна была c верхом махогони, а другая с кленовым. И тут они допустили ошибку. Более дешевая была из клена, более дорогая - из махогони. Не знаю, сколько их потом вышло, но ошибку исправили. Так что теперь вы получаете лишь то, за что платите (смеется).
(Должно было быть две модели - дешевая с махогони топом (lp goldtop) и дорогая с кленовым топом (lp custom). Но Gibson перепутали, и дорогая lp custom продавалась с махогони топом, а дешевая lp goldtop с кленовым топом в 1954-1960 годах.. Потом LP ваще прекратили выпускать, а когда возобновили в 1968, то уже все были с кленовым топом и дешевые и дорогие - комментарий stnk)
Уважаемый Лес, за свою жизнь я расстался с несколькими Les Paul\'ами, о чем потом жалел. Случалось ли вам потерять гитару таким образом?
Моя любимая гитара - Custom. Возможно, была пара гитар… На одной я записывался, но я не расстался с ней - просто разобрал на куски в результате своих экспериментов (смеется), так что не было смысла собирать.
Как вы относитесь к спросу на "переиздания" старых моделей?
Нормально. Только не верьте, что все гитары \'59 года звучат лучше, чем 2001. Не думаю. Но, что бы вами ни руководило, это хорошо.
Лес, во-первых хочу признаться вам в любви. Вы многие годы вдохновляете меня, и я благодарен вам за все, что вы сделали в музыке. Мой вопрос таков: вы самоучка или когда-либо брали уроки?
Я самоучка, но справедливости ради каждый раз подчеркиваю, что моей школой были повлиявшие на меня музыканты, и у них я учился, хотя не занимался ни у кого за плату. А учиться мне было крайне необходимо, и я до сих пор это делаю - вот только час назад в очередной раз закончил (смеется).
Привет, Лес! Большая честь иметь возможность задать тебе вопрос, и я также горжусь, что владею гитарой Les Paul Custom. Вот многое известно о твоих изобретениях - многоканальной записи, ревере, цельнокорпусной гитаре. А как ты подходил к музыке и аранжировкам? С чего ты начинал - с последовательности аккордов, затем придавая песне твой личный колорит, или работал с аранжировщиком? Каков был вклад Мэри (Мэри Форд, певица и жена Леса) в твое раннее творчество? Спасибо!
Я делал музыку тогда так же, как и сейчас - без гитары в руках. Сначала музыка должна оказаться у вас в голове, вы представляете ее себе и аранжируете, прежде чем включите аппаратуру. То есть вы сначала находите музыку, а потом уже работаете с аппаратурой. Не приборы диктуют вам, а вы диктуете приборам.
О чем вы думаете, когда играете соло? Представляете ли себе гамму? Аккорды? Мелодию? Или пытаетесь намеренно сыграть вне гармонии? Когда я смотрю, как импровизируют великие музыканты, мне кажется, что они просто позволяют своим пальцам играть самим собой. Но думают ли они о музыкальной теории, когда играют?
Я ни о чем не думаю. Проблема возникает как раз тогда, когда начинаешь думать.
Уважаемый Лес! Мне всего 17, и я провожу немало времени с гитарой, работая над техникой. Иногда я замечаю, что зацикливаюсь на чем-то одном. Вы играли в стольких стилях, как вам удается избегать творческого застоя?
Сейчас для меня самая большая проблема - артрит, из-за этого обе руки у меня скованы, и некоторые пальцы не разгибаются. Поэтому мне приходится придумывать, как сыграть все лишь тем, что у меня есть. То есть вы должны постоянно пытаться перехитрить себя. А это весьма непросто, часто нужно выбирать окольные пути. Представьте, что перед вами знак: "Мост рухнул, объезд" (смеется).
Вы уже давно не выпускали дисков. Можно ли ждать от Лес Пола очередного альбома в ближайшем будущем?
С таким состоянием рук, как сейчас, мне не хочется показываться в разных телешоу или записывать что-либо. Если положение поправиться, я запишу чего-нибудь - возможно, прямо в клубе ("The Iridium" в Нью-Йорке, который принадлежит Лес Полу и где он регулярно выступает уже много лет - прим. stnk). Ежели запись будет недостаточно удачной, то придется еще поработать.
На некоторых ранних записях вы играете невероятно высокие ноты на своей гитаре. Я установил, что они выше диапазона ладов на грифе. Как вы их исполняли? Был ли это другой инструмент (мандолина) или какой-то эффект?
Это было непросто, но мне очень хотелось извлекать звуки выше грифа, поэтому, ускоряя звучание, я мог делать его на терцию или октаву выше - как мне захочется, и получать диапазон целого оркестра.
Был ли какой-то особый барьер на пути к изобретению многодорожечной записи, преодолев который, вы могли воскликнуть "эврика!"?
Во-первых, это было необыкновенно захватывающе. Сначала я изобрел запись наложением (sound-on-sound), суть которой состояла в том, что вы записывали при помощи двух машин, перескакивая с диска на диск и добавляя каждый раз по одной партии. Когда Бинг Кросби принес мне первый ленточный магнитофон, я не видел его на протяжении часа и сказал Мэри собираться, так как у меня появилась идея - чтобы делать многократные наложения путем добавления еще одной головки. Я начертил схему на простом конверте, и никто тогда не мог сказать, будет ли она работать. Мы были в Нью-Мексико и Мэри сказала: "А что, если она не будет работать?" Я ответил: "Нужно съездить в Чикаго, и через пару дней мы узнаем ответ". Чем ближе мы подъезжали к Чикаго, тем больше я беспокоился, что, возможно, Мэри была права - в конце концов, я нарисовал план на каком-то конверте. Но вышло так, что все сработало, и это было просто потрясающе. Я знал, что это произведет революцию в индустрии звукозаписи. У меня ушло два года, чтобы додуматься до этой идеи, и когда я уже работал с sound-on-sound, постоянно говорил себе: "Проблема в том, что если я или Мэри неверно исполним хоть одну ноту, то все придется начинать сначала". Конечно же, при работе на ежедневных радиошоу это было большим неудобством, и я подумал: "Что-то нужно делать". В итоге я изобрел мультидорожечную запись, что заметно облегчило процесс. Тогда, будучи первым изобретателем, я должен был найти людей, которые хотя бы поверили в мою идею. Две компании отвергли ее, но затем в Ampex согласились попробовать, и все получилось. У меня до сих пор дома стоит эта машина.
Планируете ли вы отдать часть своих изобретений или их прототипов в музей Smithsonian?
Да, я это делаю постоянно. Я поддерживаю связь с ними и с музеем "Rock\'n\'Roll Hall of Fame".
Лес, продолжаете ли вы выступать в своем клубе в Нью-Йорке? Не собираетесь ли выступить в другом городе или провести тур? Я бы отдал руку, чтобы увидеть вас.
Да, 1 и 2 июня мы выступим в House of Blues в Анахейме и в Лос-Анджелесе. Затем вернемся домой и проведем тур по восточным штатам и Чикаго - вот так мы гастролируем. У меня отличная группа - "Les Paul and His Trio". Помимо меня, в ней также басист Пол Невински и гитаристы Франк и Лу - великолепные музыканты.
Как человек, внесший огромный вклад в технический и исполнительский аспекты гитарного искусства за последние полвека, какие прогнозы относительно его развития вы можете сделать на столько же лет вперед? Какие изобретения, по-вашему, могут быть сделаны, и как они повлияют на саму музыку?
Лично мне кажется, что гитарные технологии, пройдя лишь несколько шагов, остановились в развитии, и такое положения наблюдается уже семьдесят лет. Я чувствую, что нам нужно повернуть и пойти в другом направлении. Не хочу пока говорить ничего определенного, но на горизонте уже появились потрясающие идеи. В этом направлении мы и должны идти.
Не могли бы вы назвать три вещи, которыми больше всего гордитесь и три, за которые, по-вашему мнению, вас более всего запомнят?
Думаю, в первую очередь, достижения в электронике, многодорожечная запись, ревер… конечно же, игра на гитаре. Мне не удалось достичь многого из того, что я хотел, но я горжусь тем, что сумел сделать. И этот процесс продолжается, передо мной постоянно встают новые задачи, я гонюсь за ними и никогда не догоняю. Когда вы едете по дороге, перед вами постоянно открываются новые виды, и вы только успеваете их наблюдать. Так же и я - постоянно иду вперед.
интернет-чат 7 мая 2001 года,
перевод - Федоров Дмитрий
Guitars.Ru